O tempora! O mores!
Sep. 6th, 2012 10:31 amЛиквидация ополчения шла с большой выгодой для дворянства. Были допущены зачётные квитанции; так называли квитанции, выдаваемые вместо рекрутов, в зачёт тех лиц, которых население могло бы сдать в рекруты, а вместо этого поставило государству натурой на какую-либо другую службу, как в данном случае в ополчение. Убитые и умершие в походах ополченцы рассматривались как рекруты следующего набора и на них выдавались зачётные квитанции. <...> Знаменитый актёр Щепкин, вышедший из крепостной среды, рассказывает, что на этой почве разыгрывалась зависть к тем счастливцам, у кого побольше умерло ополченцев. «Одна дама, очень образованная по времени и обществу (даже крепостные отзывались о ней, как о доброй женщине), у графини на именинах, за обедом, не краснея позволила себе сказать в разговоре о прошедшей кампании: "Вообразите, какое счастие Ивану Васильевичу: он отдавал в ополчение 9 человек, а возвратился всего один, так что он получил восемь рекрутских квитанций и все продал по три тысячи; а я отдала 26 человек, и на мою беду все возвратились - такое несчастье". При этих словах ни на одном лице не показалось даже признака неудовольствия против говорившей. Все согласились, а некоторые даже прибавили: "Да, такое счастье, какое Бог даёт Ивану Васильевичу, немногим даётся".»
(Кабанов А.К. Ополчения 1812 года. // Отечественная война и русское общество. Том V. - Москва: Издание Т-ва И.Д.Сытина, 1912)
(Кабанов А.К. Ополчения 1812 года. // Отечественная война и русское общество. Том V. - Москва: Издание Т-ва И.Д.Сытина, 1912)